Ким Майклс. Как освободиться от нисходящей спирали


   Часть 2

    Ментальным состояниям предшествует восприятие,
Из восприятия они сотворены.
Если кто-нибудь говорит или делает с нечистым восприятием, то за ним следует страдание.*

   Ким Майклс, декабрь 2009 года.

   Непротивление злу

   Основываясь на своем личном опыте вхождения в негативную спираль и выхода из нее, позвольте мне поделиться некоторыми соображениями относительно "механики" таких спиралей. За многие годы я понял важнейший ключ в учении Иисуса:

   А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую. (Мтф 5:39)

   Оказывая сопротивление злу, мы, по сути, говорим, что не можем чувствовать себя в состоянии мира, не можем быть целостными из-за того зла, которое мы обнаружили вне нас - и мы должны стремиться либо уничтожить его, либо изолировать себя от него (мы должны как-то отреагировать на него). Однако, рассуждая так, - что мы обычно делаем, не осознавая этого? Мы считаем себя жертвами внешних условий, мы думаем, что внутреннее состояние нашего ума зависит от внешних условий. Мы не можем сохранять мир, пока не изменятся обстоятельства, которые часто связаны с другими людьми. Таким образом, мы ставим спокойствие нашего ума в зависимость от выборов других людей, а не наших собственных выборов.

   Кроме того, сопротивляясь внешним условиям, мы вкладываем свою ментальную и эмоциональную энергии в негативную матрицу, и, усиливаясь, энергии начнут создавать вихрь, который будет подавлять нашу сознательную волю. Наши ментальные и эмоциональные тела настолько расстроены, что мы проявляем следующую негативную реакцию, порождая еще больше негативной энергии, и так далее до бесконечности. Я чувствовал, как это происходило со мной, когда вы, например, говорите о ком-то, а потом однажды незаметно наступает переломный момент, и вы втягиваетесь в спираль, больше не считая необходимым сдерживать себя - хотя глубоко внутри знаете, что это не правильно.

   В основе, конечно, лежит предположение, что действительно есть некое зло, имеющее власть над состоянием нашего сознания. Обратите внимание, что, говоря это, я не отрицаю, что в мире существует зло или тьма. Я говорю сейчас о вечной истине, что это внешнее зло не может повлиять на наше - внутреннее - состояние сознания, если мы добровольно не позволим ему войти в наши умы.

   Одним из способов сделать это является вера в ложь, что зло реально и поэтому обладает реальной властью над нами - и это означает, что мы должны уничтожить зло, чтобы защитить себя. Таким образом, мы забываем вечную истину, которую Иисус и Будда пытались показать нам, а именно, что зло не имеет прямой власти над нами, а только косвенную, стремясь повлиять на наши выборы. Почему, как вы думаете, дьявол искушал Иисуса, а не просто убил его? В Саммите есть такое утверждение: "Зло не реально и его проявления не имеют силы", утверждение, возникшее в Христианской Науке.

   Мой личный опыт показывает, что всякий раз, когда я позволял себе негативно реагировать на ситуацию, я чему-то сопротивлялся. И этим сопротивлением я искажал энергию, потому что реагировал страхом, гневом, чувством несправедливости или другими негативными эмоциями. Таким образом, я начал создавать вихрь негативной энергии, который, в конечном счете, стал настолько мощным - в некоторых случаях присоединяясь к энергиям других людей или планетарным вихрям - что овладевал моим сознательным умом. В результате мое внимание, мой жизненный опыт были поглощены этим негативным фокусом.

   Каждый раз я выходил из негативной спирали ТОЛЬКО благодаря одной вещи, а именно, отказу сопротивляться внешним условиям и принятию полной ответственности за свое внутреннее состояние. И только перестав верить, что внешняя ситуация может повлиять на состояние моего сознания, я смог понять, что мне не нужно изменять состояние сознания других людей, чтобы изменить свое собственное. Поэтому вместо того, чтобы ставить телегу перед лошадью, пытаясь достичь внутреннего мира путем изменения других людей или обстоятельств, я мог пойти прямо к источнику и работать над внутренним миром в самом себе. И эти усилия всегда были успешными. Что касается зла, я не говорю, что мы не должны высказываться для его разоблачения или служить инструментами для суда над ним. Я просто говорю, что, сопротивляясь злу и поддерживая негативное состояние своего сознания, мы на самом деле не разоблачим зло и не вызовем над ним суд. Как сказал Иисус, мы должны сначала удалить бревно из своего собственного глаза, прежде чем сможем четко распознавать зло вне себя и не применять человеческого суждения к другим людям.

   Мы судим зло именно тем, что обращаем другую щеку, но мы не можем по-настоящему сделать это, пока не поймем, что оно не имеет власти над нашим внутренним состоянием. Даже пригвоздив нас к кресту, зло все равно не будет иметь власти над состоянием нашего сознания, и мы можем обратить другую щеку, а не реагировать на него или бороться с ним. Таким образом, истинный способ вытащить себя из негативной спирали - это перестать сосредоточиваться на зле в других людях или мире и начать сосредоточиваться на зле в своем собственном уме. Поступая так, мы можем лишить его силы, поскольку оно уже не сможет влиять на состояние нашего сознания. И тогда мы можем обратить другую щеку и вынести ему окончательный суд. Сопротивляясь злу, мы только укрепляем его, и поэтому не сможем вытащить себя из негативной спирали. Мы должны честно работать над собой, пока не сможем сказать: "Идет князь мира сего и не имеет во мне ничего".

Проблема восприятия

   Какими бы глубокими ни были для меня эти прозрения, есть еще более глубокий уровень, обнаруженный мною недавно, и это то, как наше восприятие порождает ментальное состояние, не позволяющее нам видеть ограниченность восприятия. Рассмотрим, например, то, как мы - когда находимся в негативной спирали - видим ситуацию под определенным углом. Мы настолько уверены, что другой человек или группа ответственны за состояние нашего сознания - или за конкретное зло в мире - что видим только то, что подтверждает вину другого человека. Фактически мы не в состоянии увидеть его как индивидуума, который просто имеет особую психологию с ее травмами и иллюзиями, как и все остальные. Например, в Израиле я чувствовал, что некоторые евреи смотрят на палестинцев как на безликую толпу, не делая между ними различий, а палестинцы в свою очередь поступают точно так же в отношении евреев.

   Я замечал за собой, как иногда оказывался в негативной спирали и был полностью сосредоточен на изменении конкретного человека. В результате я не видел в нем человека, совершившего что-то вследствие травмированной психологии - так же как и я. Я думал, что моя реакция была вызвана НЕ моей травмированной психологией, а что это просто единственный для всех способ реагировать на ситуацию, когда кто-то делает что-то очевидно неправильное. Поэтому я забывал спросить себя: "Иисус или Будда отреагировали бы на эту ситуацию точно так же?".

   Однако после того как я вырывался из негативной спирали, для меня становилось очевидным то, чего я был совершенно не в состоянии видеть раньше. Теперь, когда я больше не верил, что состояние моего сознания зависело от кого-то другого, я вдруг мог увидеть в человеке человека. Так как же может быть, что мы иногда настолько слепы и не способны видеть то, что очевидно для других - и что стало бы очевидным для нас, если бы мы были в другом умонастроении? Размышляя над этим с детства, я, в конце концов, составил более ясное представление благодаря первому стиху Дхаммапады.

   Ментальным состояниям предшествует восприятие, .
Из восприятия они сотворены. .
Если кто-нибудь говорит или делает с нечистым восприятием, то за ним следует страдание..
.
Несколько лет назад я использовал ряд стихов из Дхаммапады в Розарии Вечного Сейчас, но этот стих всегда выделялся, и я знал, что он нес важное послание для меня. И вот какое озарение я получил от Гаутамы, размышляя над написанием этой статьи..

   Будда применил весьма практический подход к учению, проиллюстрированный Четырьмя Благородными Истинами, одна из которых гласит, что "Жизнь - это страдание". Очевидно, что Гаутама не считал это абсолютной истиной - жизнь не должна быть страданием. Его основной целью было показать нам, что когда мы находимся в определенном умонастроении, определенном ментальном состоянии, жизнь действительно превращается в страдание. Но нам не избежать страданий путем изменения внешних условий, мы можем сделать это, только превосходя умонастроение, вызывающее страдания. Итак, как мы это делаем? Понимая связь между восприятием и нашим ментальным состоянием. Обратимся к цитате:.

   Ментальным состояниям предшествует восприятие,
Из восприятия они сотворены.

Гаутама говорит здесь, что, когда вы страдаете, когда находитесь в негативной спирали, вы пребываете в определенном ментальном состоянии. Например, вы можете испытывать страх, гнев или чувство несправедливости.

   Однако это ментальное состояние НЕ создано какими-либо внешними условиями. Это - МЕНТАЛЬНОЕ состояние, и оно создано тем, как вы ВОСПРИНИМАЕТЕ внешние условия. Именно ваше восприятие создало ментальное состояние. Конечно, под восприятием понимается не чувственное восприятие, а то, как вы ментально и эмоционально реагируете на свои жизненные обстоятельства.

   И вот что важно. Как только вашим умом овладевает ментальное состояние, созданное восприятием, ваш ум не видит, что восприятие, создавшее ментальное состояние, НЕ является единственным способом восприятия ситуации. Для конкретного ментального состояния форма восприятия, создавшая это ментальное состояние, является высшей, а это означает, что, пока ваш ум отождествляется с ментальным состоянием, вы не способны подвергнуть сомнению свое восприятие или видеть за его рамками.

   Опять же, я видел, как палестинцы реагируют гневом на любые провокации евреев. Они чувствуют, что их гнев вполне оправдан и является ЕДИНСТВЕННО возможным способом отреагировать на определенные действия со стороны евреев. Однако, очевидно, что гнев стал привычной реакцией, основанной на определенном восприятии ситуации. Таким образом, когда вы находитесь в таком возбужденном ментальном состоянии, то считаете, что ваше восприятие ситуации является ЕДИНСТВЕННО возможным или правильным способом смотреть на ситуацию. Вы считаете этот способ всеобщим, и что все остальные люди (даже Бог или вознесенные владыки) воспринимают ситуацию точно так же. А если нет, то это потому, что они слепы, глупы, злы, недоступны или не желают видеть реальность.

   Я понимаю, что это не имеет смысла с интеллектуальной, аналитической точки зрения, но когда вы поймете это интуитивно, вам станет ясно, почему люди с диаметрально противоположным видением ситуации могут быть, каждый со своей стороны, абсолютно убеждены в том, что они правы, а другие нет.

   Опять же, посмотрите на Израиль. Некоторые евреи абсолютно убеждены, что израильская земля дарована им Богом, и поэтому у них есть божественное право снести мусульманскую мечеть и построить третий храм на Храмовой горе. Мусульмане, с другой стороны, считают, что когда была построена мечеть, мусульманский правитель заключил соглашение с еврейским народом, и потому это 1300-летнее соглашение дает им право на данное место. Обе стороны абсолютно убеждены, что их точка зрения единственно правильная и что ее поддерживает сам Бог.

   Как можно когда-либо примирить такие противоположные взгляды? В таких случаях принято считать, что одна из точек зрения правильная, а другая ошибочная, и поэтому одну из них должны поддерживать все или ее нужно навязать тем, кто не согласен с ней. Однако буддистская мудрость гласит, что обе точки зрения являются результатом ограниченного восприятия. Таким образом, существует более высокая точка зрения, которая действительно могла бы разрешить конфликт. Проблема в том, что мы сначала должны быть готовы выйти за рамки своего нынешнего ментального состояния И создавшего его восприятия, чтобы увидеть эту более высокую точку зрения. Итак, как нам это сделать?

Поиск глубокого ментального состояния

   Понимание, которое Гаутама дал мне, таково: нам необходимо пойти на более глубокий уровень и спросить, откуда появляется наше восприятие. Другими словами, наше текущее ментальное состояние - то, которое превращает жизнь в страдание, удерживая нас в негативной спирали (для многих людей жизнь - это просто одна продолжительная негативная спираль) - создано восприятием. Если - как говорит Будда - это восприятие нечисто, то созданное им ментальное состояние может принести только страдания, и мы не сможем избежать их, пока наш ум отождествляется с этим ментальным состоянием (смотрит на жизнь изнутри этого состояния), потому что мы не сможем подвергнуть сомнению восприятие или выйти за его рамки. Так откуда же появляется восприятие и что делает его нечистым?

   Ключом является понимание того, что осознаваемое нами ментальное состояние создано восприятием, но наше восприятие является результатом более глубокого ментального состояния, которое большинство людей не осознает. Поэтому именно это более глубокое ментальное состояние определяет, будет ли у нас позитивное или негативное отношение к жизни. Можно сказать, что оно определяет то, как мы смотрим на жизнь в целом, например: "Стакан наполовину полон или наполовину пуст?" Но на поверхностном уровне ментальное состояние связано с текущими обстоятельствами нашей жизни. И если это поверхностное ментальное состояние достаточно возбуждено, мы не сможем выйти за его пределы, чтобы найти более глубокое ментальное состояние.

   По-другому это можно объяснить так, что образы в вашем теле идентичности определяют ваше основное отношение к жизни. Обычно это происходит подсознательно, поэтому мы не замечаем, как оно фактически окрашивает наше восприятие. Если нашим основным представлением о жизни является то, что мы жертвы обстоятельств, навязанных нам другими людьми, то это будет окрашивать наше восприятие жизни и заставлять нас видеть ТОЛЬКО то, что укрепляет наше основное отношение к жизни. Мы будем "видеть" тогда только негативные стороны: несправедливое обращение с нами других людей или несправедливые обстоятельства.

   Это нечистое восприятие затем рождает образы в нашем ментальном и эмоциональном теле, и эти ментальные состояния более доступны для осознания. Если наш ум сосредоточен на таких ментальных состояниях, то мы просто не сможем понять, что наши страдания вызваны НЕ внешними условиями. Наши ментальные и эмоциональные состояния являются результатом нашего восприятия, а восприятие окрашено нашим глубинным отношением к жизни. Если мы не понимаем этого, то можем прожить много жизней в плену эмоциональных и ментальных состояний, никогда не углубляясь, чтобы посмотреть на тело идентичности.

   Как Иисус неоднократно говорил, вселенная - это зеркало. Поэтому наше глубинное отношение к жизни - это то, что мы проецируем в зеркало, а наши внешние обстоятельства являются просто отображением мысленных образов. Квантовая физика доказала, что восприятие не является пассивным актом наблюдения за тем, что уже существует. Это активное действие, акт сотворчества, и наше сознание со-творяет воспринимаемые нами условия. Основное негативное отношение к жизни заставит нас ВОСПРИНИМАТЬ жизнь предвзято, и это негативное восприятие будет проецироваться в космическое зеркало, которое может отразить ТОЛЬКО то, что мы посылаем. Как говорят на компьютерном жаргоне: "Что ВИДИШЬ, то и получаешь".

   Люди могут прожить много жизней в сознании, что жизнь - это страдание. Будда, Иисус и все остальные истинные духовные учителя приходили показать нам, что есть альтернатива этому состоянию сознания. Но как нам войти в это царство Божье? Только прекратив фокусироваться на стремлении изменить других людей или мир. Мы должны посмотреть на самих себя и понять, что именно наши собственные ментальные состояния и наше собственное восприятие превращают жизнь в страдание. Это начало мудрости. Понимаете, о чем я говорю? Находясь в негативной спирали, вы думаете, что просто воспринимаете внешние условия, и что эти условия могут повлиять на состояние вашего ума только одним способом. Поэтому вы захвачены борьбой за изменение внешних условий - в том числе за изменения внутренних условий других людей, над которыми вы не имеете прямой власти - чтобы изменить состояние своего ума. Это никогда не сработает, потому что в действительности его определяют не внешние условия, а то, как вы их ВОСПРИНИМАЕТЕ. Следовательно, ЕДИНСТВЕННЫЙ способ по-настоящему изменить состояние своего ума, это сделать следующее:

   Отделите в достаточной мере себя, свое чувство идентичности от поверхностного ментального состояния так, чтобы вы могли перестать фокусироваться на обвинении других людей и посмотреть в зеркало.

   Осознайте и признайте, что именно ВОСПРИЯТИЕ создает ваше ментальное состояние и что ваше текущее восприятие жизни или ситуации не является ни единственно возможным, ни максимально возможным.

   Осознайте, что ваше восприятие является результатом более высокого ментального состояния, вашего привычного видения жизни, вашего общего отношения к ней. Измените это основное ментальное состояние, и ваше восприятие и поверхностное ментальное состояние изменятся автоматически.

   Представьте, что вы встречаете человека, который носится повсюду со щеткой, размахивая ею в воздухе. Вы замечаете, что на нем желтые очки, и на ваш вопрос он отвечает: "Небо зеленого цвета, оно не должно быть зеленым, я пытаюсь очистить небо от зеленой пленки!". Какова вероятность того, что вы можете очистить небо? Разве не разумнее перестать смотреть за пределы себя и взглянуть в зеркало, понять, что причина в вашем искаженном восприятии, а затем снять очки?

Понимание динамики негативной спирали

   Вытащить себя из негативной спирали на самом деле довольно просто - когда вы понимаете, что находитесь в ней и что ее назначение - лишь сделать вас несчастными. Проблема заключается в том, что, по сути, негативная спираль это ваше восприятие, поэтому может оказаться нелегко "увидеть" ее и понять, что источником страданий является ваше собственное восприятие, а не внешние условия (как оно уверяет вас). Оказавшись в негативной спирали, вы видите жизнь изнутри нее. И в таком ментальном состоянии вы просто не можете подвергнуть сомнению свое восприятие жизни - по той причине, что именно ваше восприятие создало ментальное состояние, поэтому для этого ментального состояния ваше восприятие является высшим и не подлежит сомнению. В таком ментальном состоянии вы настолько уверены, что ваше восприятие это единственный способ видеть ситуацию, что не видите необходимости подвергать его сомнению.

   Возможно, вы понимаете, что другие люди не рассматривают данную ситуацию так же как вы - как евреи и палестинцы - но вы абсолютно убеждены, что они просто не понимают действительности. Поэтому вы можете вступить в борьбу с целью изменить их восприятие и ментальное состояние. Но если вы не понимаете, что ваше восприятие является результатом основного ментального состояния (и, следовательно, не единственным способом видеть ситуацию), то, как вы можете понять, что их восприятие - также результат основного ментального состояния? И поэтому вы неизбежно будете стремиться заставить их изменить свое восприятие, в том числе ментальное состояние, сформировавшее восприятие - что никогда не сработает. Они не могут сделать этого, так что их единственный выбор - отвергнуть вас или бороться с вами.

   И если вы не понимаете этого, то, как вы можете помочь им заглянуть за поверхностное ментальное состояние и увидеть более глубокое состояние, формирующее их восприятие? Таким образом, вы просто будете бороться, стремясь заменить своим нечистым восприятием их нечистое восприятие. И это НЕ уменьшит напряженности в мире. Как сказал Иисус, пока вы не удалили бревно из своего глаза, как вы можете ясно видеть, чтобы помочь другому человеку удалить сучок из его глаза?

   Понимаете ли вы, как это объясняет многочисленные неразрешимые конфликты, которые вы видите между людьми на протяжении всей истории и, вероятно, в своей собственной жизни? Например, палестинцы абсолютно убеждены, что в Израиле не будет мира, пока евреи не будут видеть ситуацию так же как они, через их восприятие. Но то, как палестинцы видят ситуацию, не является ни единственным, ни наилучшим видением. Это - определенное предубеждение, проистекающее из основного ментального состояния палестинцев. Евреи воспринимают ситуацию, исходя из еврейского основного ментального состояния, и поэтому они никогда не смогут воспринять ситуацию так же как палестинцы.

   Каково единственно возможное решение? Палестинцы должны превзойти палестинское ментальное состояние, а евреи еврейское. Только когда обе стороны перестанут говорить и поступать с нечистым восприятием, они смогут увидеть друг в друге людей или даже духовных существ. Поэтому евреи и палестинцы НИКОГДА не достигнут мира. ТОЛЬКО люди, видящие себя и друг друга духовными существами, могут достичь мира. Чтобы проиллюстрировать это образно, представьте себе двух человек, один из которых носит желтые очки, а другой красные - но оба не догадываются, что носят очки. Они оживленно дискутируют о цвете неба. Человек в желтых очках абсолютно убежден, что небо зеленое, потому что он его таким воспринимает. Другой в равной степени убежден, что небо пурпурное, потому что он его таким воспринимает.

   Оба находятся в возбужденном состоянии, чувствуя, что другой человек полностью слеп и не признает реальность. Но оба говорят и поступают с нечистым восприятием, которое является причиной страдания. Когда вы "понимаете" это интуитивно, вы больше не удивляетесь тому, что в мире существуют войны. Каков единственный способ разрешить конфликт между двумя людьми в очках? Оба должны снять очки и увидеть небо без нечистого восприятия. Ситуация, конечно, может сложиться так, что один человек не носит очков, и в этом случае человек в очках пытается убедить человека без очков, что все, что он видит, не реально.

   Иисус, Будда и все остальные истинные духовные учителя пытались помочь нам смотреть выше нашего текущего ментального состояния и восприятия. Но теперь вы понимаете, с какой проблемой они сталкиваются? Когда владыки дают нам духовное учение, мы можем смотреть на него ТОЛЬКО через фильтр нашего нынешнего ментального состояния и восприятия. И поэтому мы можем стремиться втиснуть учения в наши нынешние ментальные рамки - что крайне мало способствует духовному росту, как Иисус объяснил в беседах о драме.

   ТОЛЬКО когда мы начинаем подвергать сомнению свое восприятие жизни и обращать внимание на основное ментальное состояние, мы встаем на истинный духовный путь, и у нас начинается подлинный рост. Вы можете быть на духовном пути в течение десятилетий или воплощений, но по-прежнему смотреть на путь с тем же самым нечистым восприятием. И поэтому быть необучаемыми и недоступными для истинных духовных учителей.

Как эпические драмы влияют на наше восприятие

   Что стоит за нежеланием понять, что наше восприятие не является точной, абсолютной истиной? Это может быть только нежелание принять полную ответственность за наш путь. А ЭТО - как Иисус объяснил очень подробно - может исходить только из драмы. Личная драма делает нас уязвимыми перед ложными учителями, которые стремятся втянуть нас в дуалистическую борьбу, заставляя поверить в одну из эпических драм. Понимаете, что это значит? Многие люди приняли основное отношение к жизни, представленное одной из эпических драм, созданных падшими в их попытке доказать ошибочность свободной воли. Таким образом, они думают, что должны вести эту эпическую борьбу за обращение всех остальных в определенную систему убеждений. Однако истинная цель ложных учителей НЕ в том, чтобы иметь одну доминирующую систему убеждений. Их истинная цель - так сильно вовлечь нас в дуалистическую, эпическую борьбу с другими людьми или силами зла, что наше внимание сосредоточено вне нас самих, и мы не можем использовать свободную волю, чтобы искать бревно в своем глазу, возвысить свое сознание и вознестись.

   Таким образом, когда мы принимаем эпическое мировоззрение драмы, оно становится частью нашего тела идентичности, нашего основного ментального состояния, благодаря которому формируется особая форма восприятия. Мы теперь смотрим на жизнь через фильтр эпического, дуалистического ума, и поэтому видим ТОЛЬКО то, что подтверждает, что жизнь действительно является эпической борьбой между добром и злом. Это восприятие вызывает поверхностное ментальное и эмоциональное состояние, удерживающее нас в постоянном конфликте с другими людьми. И в этом поверхностном состоянии мы считаем, что единственным способом найти какое-либо решение является борьба с этими людьми - или борьба за какую-то эпическую цель - до достижения окончательной победы.

   Но что Иисус пытался сказать нам, говоря, что мы не должны противостоять злу, а должны обратить другую щеку? Что Будда пытался сказать нам, уча нас непривязанности? Они пытались сказать нам, что вся эпическая борьба является результатом нечистого восприятия, и что наш ЕДИНСТВЕННЫЙ способ избавиться от планетарной нисходящей спирали - просто отказаться от борьбы и сопротивления чему бы то ни было в этом мире.

   Помните, как Будда сидел под деревом Бо, и его искушали демоны Мары? Они пытались заставить его реагировать, как-то противостоять им. Если бы им это удалось, то внутреннее сопротивление не позволило бы ему войти в нирвану. Только продемонстрировав, что он не будет сопротивляться ничему в этом мире, Будда мог свободно войти в нирвану! И только когда МЫ прекратим сопротивление чему бы то ни было в этом мире, то сможем свободно войти в царство Божье внутри нас.

Понимание того, почему мы расходимся во взглядах

   Всю свою жизнь я удивлялся, как два человека, придерживающиеся диаметрально противоположных взглядов, могут быть абсолютно убеждены, что один из них прав, а другой не прав. Я хорошо понимал, что обе точки зрения не могли быть правильными, поэтому, как люди могли быть настолько убеждены, что ИХ точка зрения единственно правильная и не подлежит сомнению, а всем остальным людям следует пересмотреть свои взгляды? Во многих ситуациях, которые я наблюдал в жизни - в мире и в моей личной жизни - я четко понимал, что обе стороны конфликта имели ограниченную точку зрения. В результате я, как правило, был готов подвергнуть сомнению свои взгляды. Поэтому, когда я расходился во мнениях с другими, моей основной реакцией было отстраниться и рассмотреть свою точку зрения. В каждом случае это давало мне более глубокое понимание проблемы, своей или других людей. Каждый раз, когда я не желал подвергнуть сомнению свою точку зрения, я оказывался в негативной спирали. А после выхода из спирали я четко понимал, что мой отказ подвергнуть сомнению свою точку зрения был вызван привязанностью и/или психологической травмой.

   В итоге я стал гораздо менее агрессивным, более спокойным ментально и эмоционально, чем когда был моложе. Тогда у меня было больше травм, из-за которых я чувствовал потребность убеждать других в своей правоте. Когда я увидел это в себе, я стал больше осознавать, насколько людям было привычно находиться в негативной спирали, заставляющей их очень активно стремиться изменить восприятие других людей. По сути это главная причина конфликтов в мире. По этой же причине ухудшились политические отношения между многими странами. Речь идет не о поиске более высокой точки зрения, а о стремлении навязать наше нечистое восприятие другим.

   Так с чего же нам начать закладывать основание для достижения "мира на земле и доброй воли среди людей?". Ну, разве не ясно, что это может произойти ТОЛЬКО между людьми, готовыми признать, что ИХ восприятие ситуации не обязательно наивысшее? И понимая это, мы можем прекратить использовать свое ментальное состояние в качестве оправдания попытки навязать свое восприятие другим людям.

   Для примера рассмотрим мой опыт с той поры, как я начал создавать веб-сайт ARJ. Я испытал на себе, как некоторые люди писали мне электронные письма очень агрессивного содержания, и были абсолютно уверены, что я буду смотреть на Иисуса через их фундаменталистскую призму, и поэтому меня убедят их аргументы. Были даже люди - с которыми я никогда не встречался и которые ничего не знали обо мне - указывавшие, как мне изменить личную жизнь. Некоторые даже старались так оскорбить или высмеять меня, что, похоже, их целью было разрушить мое чувство собственного достоинства. Поэтому, если бы я реагировал на таких людей, то отказался бы от веб-сайта в первый же год его существования.

   Многие люди, оказавшиеся в негативной спирали, фактически стремятся лишь к тому, чтобы заставить нас реагировать. Они преднамеренно нападают на нас, чтобы вызвать реакцию. Так как же нам избежать ответной реакции защиты или нападения? Ключом для меня стало полное уважение к свободной воле. Я уважаю право других людей находиться в определенном ментальном состоянии, заставляющем им расстраиваться из-за меня. Я уважаю их право находиться в основном ментальном состоянии, влияющем на их восприятие так, что они считают меня причиной всех своих бед или источником зла в мире. Я уважаю их право высказывать свое мнение либо мне лично, либо критикуя мои видео-ролики на YouTube или мои книги. Они вправе находиться в любом ментальном состоянии и иметь любое восприятие, дающее им жизненный опыт, который им нужен в настоящее время.

   Однако, уважая свободную волю других, я должен также не забывать о соблюдении своей собственной свободной воли, а это означает, что у меня есть Богом данное право получить любой желаемый жизненный опыт. Таким образом, в соответствии с Законом Свободной Воли я обязан уважать свободную волю других людей и их право говорить обо мне все, что они хотят - но я совершенно не обязан позволять тому, что они говорят, каким-то образом влиять на состояние моего ума. У меня есть свобода выбора, реагировать на них или нет.

   Дело в том, что, понимая связь между ментальными состояниями и восприятием, я хорошо понимаю, что другие люди смотрят на меня через свое личное восприятие, которое является результатом их основного ментального состояния и психологических травм. Однако их мнение обо мне ни в коей мере не угрожает состоянию моего ума, моему жизненному опыту. И не чувствуя больше угрозы для себя из-за того, что у других людей иное восприятие меня или жизни, я больше не испытываю потребности изменить их точку зрения или навязать им свое восприятие. Я могу позволить им быть теми, кто они есть, тем самым, позволяя также себе быть тем, кто я есть.

   Означает ли это, что я не прислушиваюсь к другим? Конечно, нет. Я часто извлекаю уроки, рассматривая точку зрения других людей. Тем не менее, поскольку я взял ответственность за состояние своего сознания, мне не сложно заметить, когда другие не сделали этого. И поэтому я знаю, что их побуждения основаны на психологических травмах, а восприятие искажено основным ментальным состоянием. Это, действительно, правда - как сказал Иисус - что, удалив определенное бревно из своего глаза, вы очень хорошо видите, когда другие еще не удалили это бревно. Таким образом, если они желают, вы можете им помочь, а если нет, то вы понимаете, что вам не нужно позволять их мнению оказывать на вас какое-либо влияние.

   Я хочу сказать, что это приводит к совершенно новому способу взаимодействия с людьми, свободному от действия негативной спирали. Это ненасильственный, неагрессивный способ взаимодействия, когда вместо стремления навязывать наше восприятие друг другу, мы все стремимся расширить свои взгляды, повышающие сознание каждого из нас.

   Разумеется, вы не можете так взаимодействовать с людьми, которые еще находятся в ментальном состоянии нисходящей спирали. Исходя из своего жизненного опыта, я хорошо знаю, что многим людям, как ни странно, нравится быть в постоянном конфликте с другими. Им просто еще не надоело бороться, доказывая другим людям их неправоту или свое превосходство. Я полностью уважаю желание этих людей получать такой жизненный опыт столько, сколько им хочется. Но я также полностью уважаю свое собственное желание превзойти этот уровень сознания и воплощающих его людей. Возвращаясь к негативной спирали, я просто хочу сказать, что одной из ее основных характеристик является то, что она вызывает беспокойство, потому что вы чувствуете угрозу от мнения других людей. Поэтому вы не можете сосредоточиться на очищении своего восприятия и изменении своего ментального состояния. Вместо этого вам просто приходится сосредоточивать все свое внимание на изменении восприятия и ментальных состояний других людей. Вы действительно считаете, что, изменив других, вы автоматически измените свое ментальное состояние. Но как вы можете изменить его, если находитесь в этой ловушке, пытаясь изменить других?

   Простая истина заключается в том, что вы НИКОГДА не избавитесь от негативной спирали, пока не поймете, что она была создана НЕ внешними обстоятельствами или другими людьми. Спираль является ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО результатом замкнутого круга, созданного вашим поверхностным ментальным состоянием и вашим восприятием, - которое кажется ментальному состоянию абсолютной истиной.

Как нам разорвать замкнутый круг?

   Вот несколько факторов, которые могут помочь нам определить негативную спираль и увидеть необходимость выйти из нее. Я лично испытал их все: Духовный учитель может бросить нам вызов и поставить перед необходимостью посмотреть на бревно в нашем глазу. Хороший друг или психотерапевт могут послужить нам в качестве гуру в этом процессе. А иногда гуру предстает в облике муравья. Используя способности ума к рассуждению в сочетании с интуитивными прозрениями, мы можем понять, что находимся в негативной спирали. Духовное учение или знание психологии могут оказать большую помощь в этом.

   Школа суровых ударов будет неизбежно увеличивать интенсивность наших страданий. Именно наше восприятие создает как наши внешние условия, так и соответствующее им ментальное состояние. Если мы не понимаем этого, то наши умы становятся закрытыми системами, и второй закон термодинамики будет увеличивать напряженность, пока мы просто не сможем больше этого терпеть и решим признать вечную истину: "Именно мне нужно измениться". Но сколько страданий потребуется, прежде чем мы придем к этому, и именно поэтому владыки пытаются вмешаться и помочь нам.

   Если вы не хотите ждать, пока школа суровых ударов сделает жизнь невыносимой, и если вы не можете найти гуру в телефонном справочнике, то, как вы могли бы использовать свой рассудок и интуицию, чтобы признать, что вы находитесь в негативной спирали? Вот несколько мыслей для размышления и несколько вопросов, которые вы можете себе задать:

   Суть негативной спирали в том, что вы сосредоточены на изменении других людей или внешних условий вместо стремления изменить состояние своего собственного сознания. На чем вы сосредоточены в жизни? Негативная спираль лишает вас спокойствия ума, наслаждения жизнью. Хотите ли вы мира или вам еще не надоела борьба?

   Негативная спираль заставляет вас думать, что ваше восприятие жизни является ЕДИНСТВЕННЫМ способом восприятия. Хотите ли вы прожить всю свою жизнь с нынешним пониманием или хотите расширить его?

   Негативная спираль заставляет вас сосредоточиться на негативных сторонах жизни, особенно когда речь идет о поступках или убеждениях других людей. Вы постоянно анализируете и судите других, и вся цель состоит лишь в том, чтобы найти их ошибки, и тем самым вы можете укрепить свое основное восприятие жизни. Как долго вы хотите придираться к другим или фокусироваться на негативных сторонах жизни? Негативная спираль часто заставляет вас искать людей с такой же позицией и убеждениями, и так вы подпитываете друг друга. Вы часто будете стараться избегать или даже отвергать людей с иной точкой зрения на ситуацию. Таким образом, вы подпитываете друг друга и, казалось бы, прекрасно ладите, но на самом деле чувство единства основано на неприятии других людей; вы объединились против других. Как долго вас будет удовлетворять такой замкнутый круг?

   Негативная спираль заставляет вас фокусировать внимание вне себя, делая других людей козлами отпущения. Вы можете испытывать чувство собственной значимости и найти цель в критике, осуждении и даже принижении других людей. Как долго вы хотите откладывать свой рост в поисках козла отпущения, поскольку, принижая других, вы также принижаете себя?

   Вам должно быть известно, что принижение или критика других - совершенно не Христоподобное поведение. Но ваша группа может оправдать его либо верой в то, что вы поступаете так ради высшей цели (цель оправдывает средства), либо, считая, что, поскольку другие люди настолько плохие или заблуждающиеся, то для вас приемлемо осудить их (исправление зла злом). Как долго эта уверенность в собственной праведности будет более привлекательна для вас, чем истинный духовный рост?

   Негативная спираль заставляет вас сосредоточиться на необходимости изменить других людей. Вы можете считать их невежественными или лживыми людьми, которых необходимо спасти, заменив их понимание жизни своим пониманием. Вы можете видеть в них врагов, которых вам необходимо одолеть или осудить. Вы можете даже рассматривать их как нелюдей, заслуживающих Божьей кары в виде болезней или несчастных случаев или даже смерти. Хотите ли вы именно так относиться к другим людям всю свою жизнь?

   Негативная спираль может убедить вас в том, что вы вовлечены в эпическую битву со злом, уничтожив которое, вы одержите победу. Это может быть довольно волнующим и давать вам чувство цели. Но когда же вас осенит, что ни Будда, ни Иисус не стремились уничтожить зло? Они стремились лишить его силы, освобождая свой ум от всех элементов дуальности.

Негативная спираль - это наркотик

   Можно описать много других характеристик, но я понимаю, что главным вопросом негативной спирали является восприятие. Поэтому многие люди, оказавшиеся в негативной спирали, не в состоянии понять, что находятся в ней. Другие не видят нужды изменить свое поведение, поскольку могут оправдать его как необходимое ради общего блага. Удивительно осознавать, что когда у людей предвзятое восприятие, они могут оправдать все, что угодно. Например, я видел, как люди писали очень гневные, саркастичные и насмешливые электронные письма другим, и вместе с тем обвиняли их в бессердечии.

   Все это сводится к простому факту, что пока мы находимся в негативной спирали, мы можем испытывать чувство цели и собственной значимости. Я испытал это сам. Вы можете почувствовать, что действительно вершите дела Божьи, разоблачая и исправляя заблуждения других людей, которые видите у них (не понимая, что видите их через СВОЕ восприятие). Вы можете чувствовать свою значимость, принижая других людей, потому что ваше хрупкое чувство собственного достоинства возрастает благодаря тому, что вы воспринимаете других людей, как тех, кто гораздо ниже вас. Фактически, вы можете получать удовольствие, доказывая, что другие люди заблуждаются, или чувствовать свое превосходство из-за выявления их недостатков.

   Одной из серьезнейших проблем освобождения из негативной спирали является признание того, что наши мотивы для критики других людей были не чистыми. Находясь в спирали, мы абсолютно убеждены, что наша критика (или что-то хуже) вполне оправданна их плохими поступками. Но это результат нашего нечистого восприятия, и когда мы, наконец, начинаем подвергать его сомнению, то понимаем, что другие люди не так плохи, как мы думали. Таким образом, у нас неизбежно появляется тень сомнения в чистоте наших мотивов.

   Это явно не легкая и не безболезненная задача. Я видел, как люди избегали [решать] ее всю жизнь, и сам избегал ее многие годы. Но для меня всегда наступал момент, когда я решал посмотреть на себя и признать, что моя мотивация была не чистой, потому что мои поступки были вызваны психологическими травмами. Основным принципом духовного пути для меня является то, что невозможно жить в этом мире, не будучи травмированным. Поэтому, нет причин удваивать бремя самоосуждением за наличие травм. Лучше посмотреть на травму, устранить ее причину и превзойти ее. Сначала это причинит боль, но за ней всегда следует подлинное разрешение, освобождающее нас от постоянной боли от жизни с травмой.

   Именно наши травмы вызывают у нас боль, но с годами я понял, что боль может стать настолько привычной, что мы едва ли можем жить без нее - мы считаем, что такой и должна быть жизнь. Негативная спираль вызывает у нас сильное стремление изменить других людей - или критиковать и осуждать их, если они не уступают - и это дает нам "совершенное" оправдание, чтобы не меняться самим. На самом деле это очень агрессивная, интенсивная и мощная энергия, и, как американские горки, она может иметь подъемы и спуски - но, все же, увлекать. Эти энергии могут в буквальном смысле стать наркотиком, и вы можете стать зависимыми от него.

   Я сам чувствовал эту зависимость в течение многих лет и видел людей, всю жизнь испытывающих зависимость от этого наркотика. Вы просто должны думать о ситуации, говорить о ней, критиковать и осуждать других, чтобы получить свою дозу. Я даже видел людей, которые утверждали, что являются учениками вознесенных владык, и были зависимыми от этого наркотика в течение десятилетий, критикуя недостатки Элизабет Клэр Профет или другого духовного учителя, которого боготворили. Недавно я прочел книгу, написанную старшей дочерью Элизабет, Эрин, о своей матери и цикле бомбоубежищ (под названием "Дочь Профет"). И хотя книга очень интересна, она также дает понять, что Эрин находится в ловушке негативной спирали, и это продолжается последние 18 лет.

   Мой собственный вывод очевиден. Как Иисус объясняет в беседах о драме, Закон Свободной Воли дает всем нам право получать любой желаемый опыт, пока хотим. Поэтому, если людям нужен опыт нахождения в негативной спирали, то кто я такой, чтобы препятствовать им в этом? Я здесь НЕ для изменения ума других людей, я здесь ТОЛЬКО для того, чтобы изменить свой собственный ум.

   Сам я всегда стремился достичь спокойствия ума. Около десяти лет назад я понял, что важнейшей целью моей жизни является достижение будхического состояния сознания. Я также понял, что ключ к Буддабытию - непривязанность. Поэтому, когда я нахожусь в ситуации, которая лишает меня спокойствия ума, то знаю, что у меня есть привязанность, и значит, мне нужно отпустить ее, чтобы вернуть состояние мира и продвинуться к Буддабытию.

   Это усилило мою мотивацию обращать внимание на самого себя, и дало понимание необходимости отказаться от ментального и эмоционального насилия и агрессивности. Желая оказать помощь в установлении мира на земле, я не собираюсь делать это, продолжая борьбу за изменение сознания других людей. Я должен начать с изменения своего сознания, чтобы исцелить все травмы и преодолеть всю агрессивность. Тогда, возможно, я смогу служить примером того, как превзойти борьбу, а не думать, что я должен спасти мир, одержав в ней "победу".

   Недавно я понял, что даже желание изменить ум других людей, чтобы освободить их или помочь им измениться, может стать зарождением негативной спирали. Я понял, что желание изменить ум других людей может очень легко исходить из желания изменить то, как они воспринимают МЕНЯ. Недавно я понял, что одной из моих личных драм было желание нравиться людям, чтобы они считали меня добрым и хорошо думали обо мне. Но это желание неизбежно вызывало у меня стремление приспособить свое поведение - даже мысли и чувства - к мнениям других людей. И это лишь небольшой шаг к желанию изменить их мнение обо мне, стремясь изменить их ум, вместо того, чтобы постараться изменить свой собственный. И это уже начало негативной спирали, которая может накопить моментум, прежде чем кто-то заметит, что происходит. Поэтому я полностью отказываюсь от всякого желания изменить ум других людей, в том числе их мнение обо мне. Особые энергии негативной спирали - агрессивное намерение навязать восприятие другим - больше не актуальны для моего жизненного опыта.

   Закон Свободной Воли не дает мне силу и власть над умом других людей. Он дает мне полную силу и власть над моим собственным умом - если я готов взять на себя ответственность за это.

   Я ЕСМЬ готов! ___________

   * Дхаммапада. Перевод дан в соответствии с английским текстом. Наиболее часто встречается следующий перевод этого стиха:

Дхаммы обусловлены разумом,
их лучшая часть - разум, из разума они сотворены.
Если кто-нибудь говорит или делает с нечистым разумом, то за ним следует несчастье, как колесо за следом везущего.

Copyright© Kim Michaels