Фатима, Мария - женский аспект в Исламе.


    (по материалам журнала Knowledge of Reality)

    В первой суре Корана Аль-Фатиха, которая ежедневно прочитывается миллионами мусульман в своих молитвах, Бог (Аллах) называется как Al-Rahman - милосердный и сострадательный. Слово "Rahman" с арабского языка переводится как милосердие. Это женское качество, так что все мусульмане должны знать, что Бог может быть и как женщина, и как мужчина. Бог каждый день сравнивается с матерью и женщиной. В то время, как мусульманство часто проявляет себя как авторитарное и жесткое учение, Коран, при детальном просмотре, содержит описания именно женских признаков Бога, таких как мягкость, заботливость, любовь, всеобщее сострадание, доброта.
  
  В Коране есть много материалов, являющихся более правдоподобными, чем в западно- христианской традиции, отяжеленной влиянием женоненавистнической греческой мысли.
  
  В Исламе фундаменталистично то, что Бог там не имеет рода. На арабском языке к Нему можно обратиться при помощи мужского местоимения, но Он нигде не описан как "Отец" или как "Господь", как это принято, например, в Иудаизме и Христианстве. На самом деле, Бог в Исламе имеет качества, присущие явно женским. Один из его наиболее распространенных имен - Ар-Рахман (Милосердный) произошло от арабского слова "рахма", которое в свою очередь произошло от слова "рахми", что означает "матка". В мистике Ислама божественность воспринимается и в женском проявлении в отличие, например, от мистики христианства.
  
   Как писала одна мусульманка Сартаз Азиз: "Я глубоко благодарна тому, что мои первые мысли о Боге были переплетены с Исламом, где я могла думать о Самой Высокой Силе, которая не имеет пола, не имеет расы и, таким образом, совершенно непатриархальна".
  
   Мухаммед был отдельным ярким примером бесконечной способности божественного прощения: много раз он прощал врагам, которые совершали отвратительные злодеяния против него и его братьев. Религиозная нетерпимость, которая сегодня характеризует поведение многих мусульманских общин, противоречит наследию терпимости, которая описана исламской традицией. Например, Коран ясно свидетельствует, что любой человек, кто живет жизнью святого, будет жить в Раю независимо от его вероисповедания. Мухаммед открыто поддерживал и иудаизм (Авраам и Моисей глубоко почитаемы в Коране), и христианство (Мухаммед часто восхвалял Иисуса и Марию в том же Коране).
  
   Удивительно, каково почтение в Коране к Марии, матери Христа! Мухаммед (а также позже различные исламские теологические священные писания) оценивал Марию как наиболее величественную из всех женщин, являющейся примером чистой и святой жизни. Позже в комментариях к Корану Мария описывается как связующая сила между Аллахом и человечеством. Эта связующая сила характеризуется милосердием Аллаха, прощением, мягкостью и смирением, что есть воплощение любви Аллаха к Своему созданию, к людям.
  
   Когда Мухаммед отвоевал Мекку, он начал принимать меры по уничтожению языческого влияния к Каабе, наиболее святому из мусульманских атрибутов. Он уничтожил множество фресок и изображений, которые он воспринял как негативное, но он оставил на стенах фреску Девы Марии со Своим младенцем. В одном из Хадисов (пророческие высказывания Мухаммеда) свидетельствуется, что Мухаммед говорил: "Рай находится у стоп вашей Матери".
  
   Пик опыта Мухаммеда приходится на событие, именуемое как Мирадж, когда он был поднят через семь небес к Царству Всемогущего Бога, где он общался с Богом и получил Его божественное видение и инструкции.
  
   Он был направлен на бесповоротный курс в своей жизненной миссии на установление Ислама. Мухаммеда сопровождал архангел Гавриил (мужской аспект), но транспортным средством, на котором Мухаммед перемещался, была красивая Борак. Борак - это белая лошадь с крыльями и лицом женщины! Можно предположить, что та огромная сила, с помощью которой Мухаммед был поднят на уровень Высшего
  
   Сознания, являлась, в конечном счете, женской! Некоторые ученые говорят, что Борак - это исламский символ Кундалини, той силы, которую восточные йоги описывают как Божественная Мать.
  
   Фатима - другая заметная женщина в исламской традиции. Мухаммед уважал Фатиму, как будто она была божественным проявлением, говоря: "Аллах Всемогущ; Он доволен, когда Фатима довольна. Он возмущен, когда Фатима возмущена!" Всякий раз, когда Фатима шла к дому Мухаммеда, он вставал из уважения к ней, предоставляя ей специальное место у себя в доме. Он расценивал ее как истинную женщину, символ божественной женственности, давая ей многие святые имена, как то: Siddiqah - честная; Al-batool - чистая девственница; Al-mubarakah - благословляемая; Al-Tahirah - добродетельная; Al-zakiyah - целомудренная, незапятнанная; Al- radhiatul Mardhiah - она та, кто удовлетворена и кто должна быть удовлетворена; Al- muhaddathah - та, с кем общаются ангелы; Al-zahra - роскошная; Al-zahirah - сияющая.
  
   Шииты очень уважают Фатиму, дочь Мухаммеда и мать, в особенности имамы, кто распространили божественную истину своим поколениям. Фатима сравнивается с Софией, божественной мудростью, которая олицетворяет все знание Бога. Она таким образом стала другим символическим эквивалентом Великой Матери.
  
   Ислам суннитский также впитывал вдохновение от женщины. Философ Муид ибн Аль-Араби (1165-1240) увидел однажды молодую девочку в Мекке, освещенную светом и понял, что для него она была воплощением Божественной Софии.
  
   Он верил, что женщины наиболее мощные олицетворение святости, потому что они вдохновляют любовь в людях, которая должна быть, в конечном счете, направлена к Богу, единственному истинному объекту Любви.
  
   По большому счету, мусульманам показано в Коране, что люди могут чувствовать и говорить о Боге только в символах. Все в этом мире - проявление Бога; так что и женщины могут также быть олицетворением божественности.
  
   В то время как официальный Ислам не может представить роль женского Божественного, этот принцип был описан и подробно исследован в другой, тайной исламской традиции - Суфизм. Суфизм предполагает страстное, мистическое обожание Бога. Множество суфиев (как впрочем и другие мистики в других религиях) ищут духовный союз между собой и Божественным принципом, мало чем отличающийся от союза, например, между ребенком (суфий) и его матерью (Бог), или невеста (суфий) и муж (Бог).
  
   Суфийская поэзия провозглашает женские качества радости, любви, нежности и самопожертвования на пути к познанию истины, проявляемые одухотворенным сердцем. Согласно суфиям, перерождение существа неотвратимо связано с испытаниями физического существования. Они берут принцип божественной Любви и используют это, чтобы осуществить процесс преобразования от мирского человеческого к духовному.
  
   Фанатизм, который мы видим сейчас в современном исламе - это новый этап в этой религии. В своей ранней истории были более известны терпимость и уважение к другим религиям. Тот фундаментализм, который характеризует сейчас поведение многих современных мусульман, фактически, противоречит Корану.



Copyright© Kim Michaels